Образовательная программа

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Специализированная детско-юношеская спортивная школа

Олимпийского резерва Конаковского района

 

 

                  УТВЕРЖДЕНО

приказом директора

МБОУ ДОД СДЮСШОР

Конаковского района

от 25.10.2012г. №71

____________А.А.Судариков

Принято на Совете учреждения

МБОУ ДОД СДЮСШОР

Конаковского района

03.09.2012 протокол №1

 

Образовательная программа

Муниципального бюджетного образовательного учреждения

дополнительного образования детей Специализированной детско-юношеской спортивной школы Олимпийского резерва

 Конаковского района

на период 2012 - 2014 г.г.

 

МО «Конаковский район»

2012г.

 

Образовательная  программа.

 

Содержание:

 

  1. Пояснительная  записка.

 

  1. Информационно-аналитическая справка о деятельности МБОУ ДОД СДЮСШОР Конаковского района.

 

  1. Анализ и содержание образовательного процессаМБОУ ДОД СДЮСШОР Конаковского района.

 

  1. Особенности организации учебно-методического процесса.

 

  1. Управление реализацией образовательной  программы  и   анализ результативности в деятельности учреждения.

 

  1. Пояснительная записка.

В Законе «Об образовании» РФ сказано, что каждый ребенок имеет право на дополнительное образование. Это право реализуют: школа, семья и образовательные учреждения дополнительного образования.Важнейшим звеном в становлении и развитии детско-юношеского спорта, его базовой основой в системе образования были и остаются детско-юношеские спортивные школы, воспитавшие многих чемпионов России, Европы, Мира, Олимпийских игр.

   Образовательная программа Муниципального бюджетного образовательного учреждениядополнительного образования детей Специализированной детско-юношеской спортивной школы Олимпийского резерва Конаковского района (далее Образовательная  программа)  призвана объединить в себе интересы ребенка, семьи, общества и государства, выступающим основным социальным заказчиком, инаправлена на предоставление общедоступного и бесплатного дополнительного образования по дополнительным программам физкультурно-спортивного направления. Реализуется в свободное от основной учебной нагрузки время и исключает общее повышение учебной утомляемости детей за счет:

- смены основного вида деятельности в общеобразовательной школе – учебы на другую деятельность - физкультурно-спортивного направления;

- организации естественных для соответствующего возраста форм детской активности;

- обеспечения личностно-мотивированного участия детей в интересной, доступной, активной и результативной физкультурно-спортивной деятельности.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Специализированная детско-юношеская спортивная школа Олимпийского резерва Конаковского района (далее Учреждение)  реализует дополнительную Образовательную программу, включающую 4 программыфизкультурно-спортивной направленности:

  • Программа спортивной подготовки по самбо;
  • Программа спортивной подготовки по боевому самбо;
  • Программа спортивной подготовки по дзюдо;
  • Программа спортивной подготовки по джиу-джитсу

Возраст обучающихся от 6 до 18 лет.

МиссиейУчрежденияявляется:развитиефизкультурно-спортивных способностей, заложенных в ребенке природой, создание условий для дальнейшего его саморазвития, самосовершенствования, воспитания физически и духовно современной личности, способной реализовать собственное жизненное предназначение, а также целенаправленное обучение детей и подростков различным видам единоборств в целях выявления спортивно-одаренных детей для развития детского спортаи подготовки спортивного резерва в нашей стране.

Исходя из Миссии формируетсяосновнаяцель Образовательной программы Учреждения:

-        реализация программ дополнительного образования и услуг по физической культуре и спорту в целях совершенствования личности, формирования основ здорового образа жизни, развития физических, интеллектуальных и нравственных качеств;

-        подготовка спортсменов высокой квалификации для достижения ими стабильно высоких результатов, позволяющих претендовать на включение в состав сборных команд России и выступления на соревнованиях международного уровня.

Достижению намеченных целей будет способствовать решение следующих задач:

-        обеспечение необходимых условий для личностного развития, профессионального самоопределения детей в возрасте от 6 до 18 лет и удовлетворение их потребностей в занятиях физической культурой и спортом;

- создание условий для сохранения, укрепления и мотивации кадрового состава школы, повышение его профессионального уровня с учетом современных требований, привлечение зарубежных тренеров-педагогов к тренировочным занятиям, с целью обмена опытом и технологиями;

- организация и поддержка соревновательной деятельности обучающихся в пределах Российской Федерации и за рубежом;

- улучшение качества медицинского обслуживания спортсменов, контроль питания;

- мотивация перспективных спортсменов, разработка для них индивидуальных графиков учебно-тренировочных занятий для повышения профессионализма и результативности спортивных выступлений;

-содействие развитию и укреплению связей, а также тесного взаимодействия с Всероссийскими и Международными Федерациями самбо, джиу-джитсу и дзюдо, различными спортивными организациями, международными спортивными клубами;

-  изучение зарубежного рынка спортивных услуг, сбор и обработка информации о методах ведения тренировок и специфики борьбы, о политическом, экономическом и культурном мире зарубежных страны  для совершенствования принимаемых решений по созданию международных контактов, получению спортивного опыта;

- улучшение материально-технической базы Учреждения;

-расширение банка нормативно-правовых документов, методических рекомендаций. Совершенствование местной правовой базы, регламентирующей деятельность спортивного учреждения и его взаимоотношения с органами государственной власти, ведомствами и организациями;

- работа со спонсорами, инвесторами, средствами коммуникаций и массовой информации;

- обеспечение условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья обучающихся.

Программа дополнительного образования детей представляет собой целостную систему работы Учреждения.

Учебно-тематический план.

В основу плана учебной программы заложены нормативно-правовые основы, регулирующие  деятельность спортивных школ и основополагающие принципы спортивной подготовки, результаты научных исследований и передовой практики.

Принцип комплексности предусматривает тесную взаимосвязь всех сторон учебно-тренировочного процесса (физической, технической, тактической, психологической и теоретической подготовки, воспитательной работы и восстановительных мероприятий, педагогического и медицинского контроля).

Принцип преемственности определяет последовательность изложения программного материала по этапам обучения чтобы обеспечить в многолетнем учебно-тренировочном процессе преемственность задач, средств и методов подготовки, объёмов тренировочных и соревновательных нагрузок, рост показателей физической и технико-тактической подготовленности.

Принцип вариативности предусматривает в зависимости от этапа многолетней тренировки, индивидуальность особенностей спортсмена, вариативность программного материала для практических занятий, характеризующиеся разнообразием тренировочных средств и нагрузок, направленных на решение определённой педагогической задачи.

Образовательная программа охватывает комплекс параметровподготовки спортсменов на весь многолетний период обучения и тренировки - от начальногообучения до спортивного совершенствования. Предусматривается последовательность инепрерывность многолетнего процесса становления мастерства спортсменов, теснуювзаимосвязь всех сторон учебно-тренировочного процесса (физической, технико-тактической,психологической и теоретической подготовки, воспитательной работы, восстановительныхмероприятий, педагогического и медицинского контроля). Определяет последовательностьизложения программного материала по этапам обучения и соответствие его требованиямвысшего спортивного мастерства, чтобы обеспечить в многолетнем учебно-тренировочномпроцессе преемственность задач, средств и методов подготовки, объемов тренировочных и

соревновательных нагрузок, рост показателей физической и технико-тактической

подготовленности. Преемственность в решении задач, направленных на укрепление здоровьяюных спортсменов, воспитания стойкого их интереса к занятиям спортом, создания предпосылокдля достижения высоких спортивных результатов.

Многолетняя спортивная подготовка учащихся осуществляется на этапах начальной подготовки, спортивно-оздоровительном, учебно-тренировочном, спортивного совершенствования, высшего спортивного мастерства, при обучении на которых перед Учреждением ставятся задачи:

  • На спортивно-оздоровительном этапе:

- привлечение дошкольников и младших школьников к занятиям физическими упражнениями;

- сохранение у занимающихся потребности в регулярных занятиях физической культурой и спортом;

- обучение основным двигательным навыкам.

- улучшение состояния здоровья, включая физическое развитие;

- профилактика вредных привычек и правонарушений.

  • На этапе начальной подготовки:

- привлечение максимально возможного числа детей и подростков к систематическим занятиям спортом;

- формирование у занимающихся стойкого интереса к систематическим занятиям физической культурой и спортом;

- воспитание физических, морально-этических и волевых качеств;

- освоение основ техники выбранного вида спорта.

  • На учебно-тренировочном этапе:

- повышение уровня физической подготовленности и спортивных результатов;

- подготовка учащихся к выполнению объемов тренировочных и соревновательных нагрузок, необходимых для достижения высоких спортивных результатов.

  • На этапе спортивного совершенствования:

- привлечение к специализированной спортивной подготовке оптимального числа перспективных спортсменов для достижения ими высоких стабильных результатов.

  • На этапе высшего спортивного мастерства:

- достижение высоких спортивных результатов в российских и международных соревнованиях;

-подготовка спортсменов в сборные команды Тверскойобласти и Российской Федерации.

В программе раскрывается содержание учебно-тренировочной и воспитательной работы,разработаны планы по разделам подготовки (технической и физической, соревновательной ипр.), учебный материал по видам подготовки, система контрольных нормативов испособы оценки, календарный план на каждый год подготовки.

Учебный материал изложен в соответствии с нормативно-правовыми основами,

регулирующими деятельность учреждений дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности и программ по видам спорта.

Образовательная программа разработана на основе нормативных документов:

  • Конституция Российской Федерации;
  • Закон  Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1
  • Федеральный закон от 04.12.2007г. № 329 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»;
  • Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей, утверждено приказом Министерства образования и науки РФ от 26 июня 2012г. № 504;
  • Письмо министерства образования и науки РФ от 29 сентября 2006г. N 06-1479 «О методических рекомендациях по организации деятельности спортивных школ в РФ»;
  • Письмо Росспорта от 12 декабря 2006г №СК-02-10/3685«О методических рекомендациях по организации деятельности спортивных школ в РФ»;
  • Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей СанПиН 2.4.4.1251-03
  • Закон об образовании в Тверской области от 07.05.2008г. №56-ЗО
  • Закон Тверской области от 10.03.2010г. №21-ЗО «О физической культуре и спорте в Тверской области»
  • Лицензия  на осуществление образовательной деятельности № 778 от 04 декабря 2012г. серия 69Л01 № 0000086
  • Устав Учреждения

Данная Образовательная программа – вид организационно нормативного, оперативного документа, предусмотренного Законом РФ «Об образовании».

Образовательная программа предназначена к использованию на протяжении всего срока реализации  учебных планов, на основании которых она подготовлена.

2.Информационно-аналитическая справка о деятельности Учреждения

2.1 Общие сведения об Учреждении.

Полное официальное наименование Учреждения: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Специализированная детско-юношеская спортивная школа Олимпийского резерва Конаковского района. Сокращенное наименование: МБОУ ДОД СДЮСШОР Конаковского района.

Основано в 1979году.

Расположено в Физкультурно-оздоровительном комплексе по адресу: Тверская обл.г.Конаково, ул. Баскакова 20 «А».

Год основания-   1979г.

Получен статус юридического лица -  04.04.2001г.Регистрационноесвид-во № 317.

Право ведения образовательной деятельности в сфере дополнительного образования подтверждается лицензией№ 778 от 04 декабря 2012г. серия 69Л01 № 0000086  Устав учреждения (новая редакция) от 20.10.2011г.ОГРН 1026901734232  ИНН 6911016126.

Учреждение создано на базе клуба «Самбо-79». Клуб начал свою деятельность в 1976 году. СДЮСШОР как учреждение дополнительного образования открыто с 1 сентября 1992 года. Статус школы «Специализированная детско-юношеская школа Олимпийского резерва» был присвоен 1 января 1997 года.

2.2. Историческая справка

Борьба развивается в г.Конаково более 30 лет, и прошла путь от детско-юношеского клуба. «Самбо-79» до Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей Специализированной детско-юношеской спортивной школы Олимпийского резерва.Своё начало развитие самбо в Конаково получило в 1976 году. Мастер спорта СССР Востриков Ю.М. набрав мальчишек и девчонок начал с ними тренироваться. В 1979 году на базе списанной котельной официально зарегистрировались в клуб «Самбо–79». Со временем клуб преобразовался в ДЮСШ ГорОНО, обрёл постоянную прописку в Доме детского творчества.Успехи самбистов значительно росли, а география проведения соревнований становилась шире. В 1995 году подготовили победительницу  Первенства Мира по самбо в г. Калининграде, в 1996 году Чемпионку Европы по самбо в Югославии, в 1998 году  ещё одна спортсменка выиграла Первенство Мира по самбо в г. Шауляй, тренер школы стал Чемпионом Мира среди ветеранов, который проходил на острове Мальта. Кроме того за это время школой подготовлены и воспитаны:2мастера спорта Международного класса, 20 мастеров спорта, более 70 кандидатов в Мастера спорта, многочисленные спортсмены массовых разрядов

Все эти годы существовала серьезная проблема с помещением для занятий, т.к. все помещения и залы в которых проводились занятия были арендованными, а многие даже и не приспособленные для занятий спортом. Не смотря на проблемы, школе приходилось искать пути решения, т.к. востребованность в занятиях данными видами спорта была очень высока,что подтверждалось результатами. Воспитанники школы неоднократно становились победителями и призёрами: областных Первенств, призёрами центрального федерального округа России, победителями Кубка и Первенства  федерального агентства по образованию по самбо и дзюдо, призёрами Международного турнира по дзюдо в Голландии, Первенства России по джиу-джитсу, Международного  Фестиваля единоборств по джиу-джитсу.Труды и успехи  спортсменов не остались незамеченными и на уровне местной администрации, было принято решение о передаче в пользование школы здания физкультурно-оздоровительного комплекса. С 1 сентября 2006г. школа занимается в своем специализированном зале, где имеется спортивный зал на 3 борцовских ковра, тренажерные залы, большие раздевалки, душевые, туалетные комнаты. Все это незамедлительно отразилось на работе Учреждения - численность занимающихся на 1 января 2007г. увеличилась с 350 человек до 480 человек.

В настоящее время появляется все больше перспективных спортсменов-борцов, которые стремятся и добиваются побед, покоряют пьедесталы, завоевывают звания и титулы, они входят в составы сборных, как области, так и России, защищая честь страны. 

Набор в школу ведется ежегодно  и постоянно принимается по 120-140 человек. Какая-то часть отсеивается, но основная масса продолжает заниматься и показывает результаты.

   С 2005г. и по настоящее время директором Учреждения является Судариков Александр Александрович, прошедший путь от  воспитанника этой школы до тренера-преподавателя, а затем и руководителя. На сегодняшний день награждён знаком «Отличник физической культуры и спорта» (2011г.), знаком «Почетный работник физкультуры, спорта и туризма Тверской области» (2012г.),  а также является судьей международной категории.Он сумел создать сплоченный тренерско-преподавательский коллектив, который успешно выполняет основные задачи – привлечение детей к занятиям спортом и  подготовку спортсменов высшей квалификации. Тренерско-преподавательский состав состоит в основном из воспитанников школы. Почти все тренеры-преподаватели имеют высшее специализированное образование.Благодаря грамотному руководителю в школе сложилась организованная система подготовки спортсменов по самбо, дзюдо и джиу-джитсу, промежуточное тестирование по физической и технической подготовке, контрольно-переводные нормативы, квалификационные соревнования для групп начальной подготовки, соревнования и учебно-тренировочные сборы для обучающихся на всех этапах подготовки. 

За время существования Учреждения накоплен богатый опыт работы с детьми и молодежью. Подготовка чемпионов и рекордсменов стала хорошей традициейв жизнедеятельности Учреждения.

 

 

  1. Анализ и содержание образовательного процесса МБОУ ДОД СДЮСШОР Конаковского района.

3.1. Сравнительный анализ общей численности обучающихсяи сохранности контингента.

Общее число обучающихся в текущий период 2011-2012г.г. – 412 человек.

 

Количество занимающихся по 5 группам и видам спорта в Учреждении в 2011-2012 учебном году:

группы

 

отделение

1

2

3

4

5

  Всего

 ГСО

ГНП

УТГ

ГСС

ГВСМ

Самбо

165

67

90

12

3

337

Дзюдо

15

 

24

-

-

39

Джиу-

Джитсу

15

-

21

-

-

36

ИТОГО

195

67

135

12

3

412

 

Сравнительная численность обучающихся за 2010-2011 и 2011-2012 учебные года:

 

Виды спорта

2010-2011

2011-2012

Самбо

313

337

Дзюдо

43

39

Джиу-джитсу

38

36

Всего:

394

412

В целом за 2 года наблюдается увеличение численности занимающихся в Учреждении. Увеличение обучающихся произошло в отделении борьбы Самбо с 313 чел. до 337 чел. в связи с активной пропагандой данного вида спорта и увеличением победителей, призеров по самбо на соревнованиях различного уровня.

Согласно календарному плану учащиеся отделений часто выезжают на соревнования, выполняют разряды, устанавливают рекорды, что  свидетельствует об эффективной работе педагогического коллектива.

 

Количество обучающихся получивших спортивные разряды и звания в текущем и предыдущем учебных годах:

 

№ п/п

 

Разряды

Спортсмены разрядники

самбо

Дзюдо

джиу-джитсу

всего

2010-2011

2011-2012

2010-2011

2011-2012

2010-2011

2011-2012

2010-2011

2011-2012

1

Массовые разряды

74

61

14

17

14

9

102

87

2

Первый разряд

6

20

2

-

3

15

11

35

3

КМС

9

8

-

-

8

3

17

11

4

МС

-

-

-

-

1

-

1

-

5

Всего:

89

89

16

17

26

27

131

133

 

В текущем году возросло общее количество спортсменов, получивших спортивные разряды и звания с 131 до 133, из них значительно увеличилась категория спортсменов с первымразрядом  с 11 до 35 человек. Однако наблюдается незначительный спад кандидатов в мастера спорта (с 17 до 11) и спортсменов массовых разрядов (со 102 до 87). Это объясняется тем, что в школе возросло количество групп начальной подготовки, а обучающиеся учебно-тренировочных групп  и спортивного совершенствования уже имеют спортивные разряды. Обновление состава обучающихся можно расценивать как хороший фундамент будущих побед, ведь количество победителей  на соревнованиях растет именно среди контингента обучающихся 10-16 лет.  

Количество соревнований по самбо, дзюдо, джиу-джитсу в период 2011-2012г.г.:

Внутришкольные – 19;

Муниципальные – 10;

Региональные – 10;

Федеральные – 27;

Международные – 6;

Первенство Мира – 1;

Первенство Европы –2;

Чемпионат Европы - 1

На базе Учреждения были проведены спортивно-массовые мероприятия:

  • Первенство Конаковского района по самбо памяти тренера и борца Цыренкова А.П., где приняло участие 86 человек;
  • Первенство Конаковского района по дзюдо памяти тренера и борца Пузакова К.В. – 95 человек;
  • 7-ой традиционный турнир по самбо ко Дню Народного Единства – 103 человек;
  • Первенство Конаковского района по самбо, посвященное Всемирному дню борьбы со СПИДом – 130 человек;
  • Новогодний турнир по самбо;
  • Кубок Главы Селиховского поселения по самбо – 19 человек;
  • Первенство Конаковского района по самбо ко Дню Защитника Отечества – 89 человек;
  • Первенство России по джиу-джитсу, где приняли участие в сборной команде области – 14 спортсменов Учреждения;
  • Первенство Конаковского района по самбо «Юный самбист»;
  • 16-й традиционный турнир по самбо в честь Великомученика Георгия Победоносца и памяти Б. Ничипорова – 88 человек;

3.2. Порядок зачисления обучающихся

Порядок приема обучающихся в МБОУ ДОД СДЮСШОР определен в Уставе учреждения. Учебный год в школе начинается с 1 сентября.

    В Учреждении принимаются все дети, проживающие на территории Конаковского района в возрасте от 6 до 18 лет, на бесплатной основе, по заявлению от родителей. В процессе обучения учитываются их личностные особенности и применяются различные методы обучения и воспитания, соответствующие уровню развития детей, их возможностям и способностям. Учреждение организует работу с детьми в течение всего календарного года. Обучение и воспитание в Учреждении ведётся на русском языке.Основными формами образовательного процесса являютсягрупповые и индивидуальные учебно-тренировочные и теоретические занятияпо спортивной подготовке обучающихся, медико-восстановительные мероприятия, тестирование, медицинский контроль, участие в соревнованиях, учебно-тренировочных сборах, инструкторская и судейская практика обучающихся.

Организационная структура спортивной подготовки обучающихся в                        Учреждении основывается на реализации следующих этапов  подготовки: 

  • Группа спортивно-оздоровительная (ГСО);
  • Группа начальной подготовки (ГНП);
  • Учебно-тренировочная группа (УТГ);
  • Группа спортивного совершенствования (ГСС);
  • Группа высшего спортивного мастерства(ГВСМ).

Порядок зачисления обучающихся на соответствующие этапы (группы)  образовательного процесса и перевод с одного этапа (группы)  на другой  определяется Учреждением, производится перед началом очередного учебного года по представлению заместителя директора по учебной работе на основании результатов соревнований прошедшего сезона, личной спортивной квалификации и контрольно-переводных испытаний обучающихся и утверждается приказом директора Учреждения.                                                                                                                                                                                                   

  • спортивно-оздоровительные группы формируются как из вновь зачисляемых в   Учреждение детей, так и из обучающихся, не имеющих по каким-либо причинам возможности продолжать занятия на других этапах подготовки, но желающих заниматься избранным  видом спорта;                                                                                                   
  • группы   начальной   подготовки  формируются:

   из вновь зачисляемых детей, а также обучающихся, прошедших необходимую подготовку в спортивно-оздоровительной группе.

Нормативный срок освоения этапа – 2-3 года;

  • в   учебно-тренировочные   группы,  зачисляются обучающиеся, прошедшие необходимую подготовку на этапе начальной подготовки не менее одного года и удовлетворяющие следующим требованиям:

-  этап до 2-х лет подготовки (1-й год; 2-ой год обучения) – уровень личной квалификации – любой юношеский разряд;

-   этап свыше 2-х лет подготовки (3-ий год; 4-ый; 5-ый год обучения) – уровень личной квалификации – любой спортивный (взрослый) разряд, или 1-й юношеский при наличии 1-6 места на первенстве области.

Нормативный срок освоения этапа - 4-5 лет;               

  • в группу спортивного совершенствования зачисляются спортсмены, удовлетворяющие следующие требования:

- этап до года – наличие личной квалификации «Кандидат в мастера спорта» (далее – КМС)  при положительной динамике результатов на соревнованиях, или 1-й спортивный (взрослый) разряд при наличии 1-3 мест на первенстве ЦФО (зачисляется на один год, возможно зачисление ещё на один год в порядке исключения при наличии соответствующих спортивных результатов);

- этап свыше года (2-ой год; 3-ий год обучения) – наличие личной квалификации КМС и выше при наличии 1-6 места (Олимпийский резерв) на зональных и финальных чемпионатах, первенствах, кубках и спартакиадах России и выше (подтверждение не менее 1-ого раз в два года).

При невыполнении норм группы спортивного совершенствования свыше года спортсмен переводится на спортивно-оздоровительный этап до улучшения спортивных результатов;

Нормативный срок освоения этапа – 3 года;  

  • на этап высшего спортивного мастерства зачисляются:

 перспективные спортсмены, вошедшие в основной или резервный состав сборных команд ЦФО РФ или Тверской области и показывающие стабильные высокие результаты (на уровне норматива мастера спорта России, при наличии призовых мест на первенствах ЦФО или РФ).

Возраст обучающегося на этом этапе не ограничивается, если спортсмен   продолжает выступать за Учреждение на условиях письменного соглашения.

Нормативный срок освоения этапа – до 5-ти лет.

Продолжительность одного непрерывного тренировочного занятия:

- для спортивно-оздоровительных групп – 2 академических часа;

- для групп начальной подготовки – 2-3 академических часа;

- для учебно-тренировочных групп – 3-4 академических часа;

- для групп спортивного совершенствования – 4 академических часа;

- для групп высшего спортивного мастерства – 4 академических часа.

Продолжительность одного академического часа – 45 мин.

Основным видом подведения итогов деятельности обучающихся являются спортивные соревнования, кроме того ежегодно  в конце учебного года принимаются контрольно-переводные нормативыявляющиеся важнейшим критерием для перевода занимающихся на следующий этап подготовки.

 

 

 

 

  1. Кадровое обеспечение и оценка педагогической деятельности.

В настоящее время в коллективе СДЮСШОР 30 работников. Из них 4 сотрудника - руководящий состав, 11 - педагогических кадров, 6 – учебно-вспомогательный персонал,14- административно-технический персонал

Рис.1  Организационная структура МБОУ ДОД СДЮСШОР (смотреть структуру организации)

         Организационная структура - функциональная. Директору непосредственно подчиняются заместители директора по методической,  учебной и административно-хозяйственной части, а также в непосредственном  подчинении руководителя находятся кадровая служба и бухгалтерия.

        В школе сохраняется стабильный тренерский состав, который пополняется ведущими спортсменами воспитанниками учреждения, они остаются работать в родной школе спортсменами-инструкторами, а затем и тренерами-преподавателями. На сегодняшний день в школе работают  11 тренеров-преподавателей и 5 спортсменов-инструкторов.

     Успех спортсменов  напрямую зависит от профессионализма тренера, его квалификации и педагогического опыта. Кадровый потенциал тренерско-преподавательского состава стабилен и достаточно  высок: из 11 тренеров – 8 имеют высшее профессиональное образование, а так же по квалификационным категориям: 3 тренера имеют высшую квалификационную категорию, 5 – первую и 3 – вторую квалификационную категорию.

Общие сведения о кадровом обеспечении образовательного процесса:

 

 № 

 

Характеристика педагогических работников

Число пед.работников

             Численность педагогических работников – всего

11

     Из них:

 

1.

штатные педагогические работники, за исключением совместителей

8

2.

лица, имеющие ученую степень кандидата наук и (или) ученое звание доцента

1

3.

лица, имеющие почетное звание при отсутствии ученой степени и ученого звания

4

4.

лица, имеющие стаж практической работы по профилю преподаваемого учебного предмета, дисциплины (модуля)

11

5.

лица, имеющие высшую квалификационную категорию

 

 

3

6.

лица, имеющие первую квалификационную категорию

5

7.

лица, имеющие вторую квалификационную категорию

 

 

3

8.

лица, имеющие высшее профессиональное образование

8

9.

лица, имеющие среднее профессиональное

1

10.

лица, не имеющие профессионального образования

 

 

2

 

Педагогический стаж:

 

Всего тренеров

менее 5 лет

от 5 до 10 лет

от 10 до 15 лет

от 15 лет и выше

2012 год

11

-

2

2

7

Благодаря стабильности в кадровой политике школы, удается эффективно решать задачи по осуществлению  учебно-тренировочного процесса, обеспечивать сохранность контингента  и высокие результаты  спортивной деятельности. Несмотря на высокий уровень профессиональной квалификации, потенциал тренерско-преподавательского состава не исчерпан, тренеры-преподаватели регулярно обучаются на курсах повышения квалификации, посвященных    современным подходам к управлению тренировочным процессом. Администрация Учреждения старается создать условия для профессионального роста сотрудников, планирует пополнение и обновление кадрового потенциала за счёт прихода молодых специалистов из числа обучающихся СДЮСШОР и проходящих обучение в учебных заведениях спортивной направленности. Тренеры-преподаватели постоянно совершенствуются, участвуя в семинарах и конференциях, программах и грантах, участвуют и проводят тематические тренерские советы. Становятся победителями конкурсов  различного уровня и получают заслуженные награды и звания.

Тренер-преподаватель Федотова Александра Валерьевна награждена знаком «Отличник физической культуры и спорта» (2000г), а также стала победителем Всероссийского конкурса  «Лучший детский тренер страны» в номинации «Тренер чемпиона» (2008г.). Заместитель директора Востриков Юрий Максимович награжден Почетным знаком «За заслуги в развитии физической культуры и спорта» (1998г.), награжден Сертификатом за большой вклад и активное участие в развитии Самбо в мире (2004г.), а также ему присвоено звание «Почётный гражданин Конаковского района» (2010 г.). Тренер-преподаватель Сысенко Юрий Валентинович стал Мастером спорта СССР по борьбе самбо еще в 1988г., после награждён знаком «Отличник физической культуры и спорта».  Тренер-преподаватель Судариков Александр Александрович награждён знаком «Отличник физической культуры и спорта» (2011г.), знаком «Почетный работник физкультуры, спорта и туризма Тверской области» (2012г.),  а также является судьей международной категории.

     Достижение основных целей учреждения, предполагает совместную работу всех сотрудников. Которые нуждаются в координации этого взаимодействия, установлении определенного внутреннего порядка. В учреждении сильный, грамотный, требовательный руководитель. У такого лидера достаточно авторитета, чтобы в тяжелой ситуации успокоить людей и создать у них ощущение уверенности. Он участвует в создании и всяческой поддержки корпоративной культуры в учреждении, понимая, что психологический климат содействует процветанию общего дела.   Благодаря этому в школе сложилась четкая и организованная работа всех структур, что способствует появлению конкурентного преимущества. Он оценивает уровень профессионализма и потенциальных возможностей каждого тренера, коллектива в целом и динамики образовательного процесса.

Данный анализ говорит о высоком профессиональном уровне педагогического коллектива СДЮСШОР. Есть все основания предполагать о высокой дальнейшей результативности в решении спортивных, воспитательных и организационных задач. 

 

  1. Результаты деятельности Учреждения

В качестве критериев оценки деятельности Учреждения на этапах многолетней спортивной подготовки используются следующие показатели:

  • Стабильность состава занимающихся, посещаемость ими тренировок;
  • Динамика индивидуальных показателей развития физических качеств занимающихся;
  • Выполнение спортсменом объемов тренировочных и соревновательных нагрузок, предусмотренных индивидуальным планом подготовки;
  • Стабильность результатов выступления на всероссийских и международных соревнованиях;
  • Число спортсменов, подготовленных для пополнения состава сборных команд России.

Об  уровне подготовленности спортсменов СДЮСШОР и выполнении данных критериев можно судить изучив результаты деятельности конкретного периода времени.

За 2012г. количество победителей и призеров в официальных всероссийских и международных соревнованиях составило:

  • Международные соревнования:I место – 2 чел.; II место – 4 чел.; III место – 2
  • Чемпионат России:    II место – 1чел.;III место – 1 чел.
  • Первенство России: I место – 1чел.;II место – 5 чел.;   III место – 6 чел.
  • Всероссийские соревнования и Первенства РФ МО и науки:

I место – 1 чел;  III место – 3 чел.

За учебный год победителями и призёрами на мировом и международном уровне стали:

- Лаптева Екатерина и Расол Юрий – 1 место на Первенстве России по джиу-джитсу;

- Кивокурцев Константин – 2 место на Первенстве России по джиу-джитсу;

- Колеватова Полина – 3 место на Первенстве России по джиу-джитсу;

- Чаркин Илья– 2 место на первенстве ЦС ФСО профсоюзов  «России»  по джиу-джитсу;

- Селивёрстова Ангелина – 3 место на Первенстве Мира по джиу-джитсу г. Гент (Бельгия);

- Галич Станислав – 3 место на Первенстве России по самбо;

- Ерёмин Иван - 3 место на Первенстве России по самбо;

- Сударикова Алина – 3 место на Первенстве ЦФО России по самбо;

- Расол Юрий и Лаптева Екатерина – 1 место на Чемпионате России по джиу-джитсу;

- Колеватова Полина и Чаркин Илья – 3 место на Чемпионате России по джиу-джитсу;

- Лаптева Екатерина и Расол Юрий  – 1 место на ЦС ФСО профсоюзов « России» по джиу-джитсу;

- Бондарь Николай – 2 место на ЦС ФСО профсоюзов «России» по самбо;

- Чаркин Илья – 3 место на ЦС ФСО профсоюзов «России» по самбо;

- Терехова Анастасия и Рыкова Евгения– 2 место на первенстве России по джиу-джитсу;

- Сударикова Алина – 1 место на первенстве России по джиу-джитсу;

- Тришина Анастасия – 2 место на Первенстве Европы по джиу-джитсу г. Генуа (Италия);

- Кондрат Анастасия – 3 место на Первенстве Европы по джиу-джитсу г. Генуа (Италия);

- Чаркин Илья – 1 место на Кубке Европы по джиу-джитсу г. Ханау (Германия);

- Завьялов Александр – 2 место на международном турнире по самбо в г. Даугавспилс (Латвия);

- Житник Даниил – 3 место на международном турнире по самбо в г. Даугавспилс (Латвия);

- Кондрат Анастасия – 3 место на первенстве России;

- Дунаева Анна – 3 место на международном турнире по дзюдо     (г. Венрай).

     По итогам выступления на соревнованиях мирового, всероссийского и международного уровня за 2011-2012 учебный год спортсменами сезона являются: Кочеров Семён, Чаркин Илья, Ерёмин Иван, Кондрат Анастасия, Селивёрстова Ангелина,  Гулиев Эльджан, Расол Юрий, Лаптева Екатерина., Сударикова Алина, Ибрагимов Орудж, Файзиев Артур, ФайзиеваКамила, Кукушкина Вероника, Кивокурцев Константин, Терехова Анастасия, Колеватова Полина, Тришина Анастасия, Бондарь Николай.

   Обучающиеся Учреждения Карпова Диана, Полянский Марк, Кондрат Анастасия, Ерёмин Иван, Богомолов Игорь, Сеидов Тимур, Селивёрстова Ангелина, Расол Юрий, Лаптева Екатерина, Дубовцева Анастасия, Кочеткова Галина, Извекова Яна в 2011г. получили  Губернаторские стипендии и премии, как члены сборной России по джиу-джитсу и самбо. Тренеры-преподаватели Федотова А.В. и Судариков А.А. получили Губернаторскую премию «Ведущих спортсменов Тверской области».

 За последние годы школа успешно развивается. На базе Учреждения стали организовываться и  проводиться соревнования  уже Всероссийского и областного уровня; Всероссийские семинары судей по джиу-джитсу; увеличилось количество традиционных турниров, соревнований, проводимых в г. Конаково. Все соревнования проходят на высоком организационном уровне.

Тренером-преподавателем Алексеевой О.В. разработана программа  работы с малышами 6 летнего возраста, что позволило значительно увеличить набор обучающихся в спортивную школу и гораздо раньше отслеживать способности детей к данному виду спорта, прививать любовь к нему, воспитывать силу, дух и выносливость. Из первых таких групп в СДЮСШОР уже выросли чемпионы, победители и призеры областных, Всероссийских и международных турниров и Первенств.

    Тренерами-преподавателями СДЮСШОР разработаны  и другие программы обучения:

  • Модифицированная программа учебного материала по борьбе самбо для СДЮСШОР, утверждена методическим советом Управления образования от 15.09.2000 г.
  • Модифицированная экспериментальная программа для детей 6-9 летнего возраста, занимающихся в спортивно-оздоровительных группах СДЮСШОР, утверждена методическим советом Управления образования от 10.09.2001 г.
  • Идёт разработка и внедрение экспериментальной научно-исследовательской работы «Оперативно-восстанавливающий массаж» для юных борцов девушек в процессе  соревнований.
  • В перспективном плане предполагается разработка программы «Изучение навыков борьбы для учащихся общеобразовательных школ».  

Хорошо известно, что в детском и юношеском возрасте закладывается фундамент высоких и стабильных спортивных достижений. Поэтому тренеры, педагоги, врачи, физиологи, психологи и другие специалисты постоянно продолжают поиски новых, все более эффективных форм и методов работы с юными спортсменами различных возрастных групп. Международный опыт для юных борцов, пробующих свои силы на зарубежных татами с иностранными борцами-сверстниками на совместных тренировках и сборах, станет хорошей площадкой для основания фундамента спортивных побед.

  1. Другие направления деятельности Учреждения.

Помимо спортивной жизни  в школе постоянно ведется общественная и  военно-патриотическая работа с молодёжью. Во время проведения летней оздоровительной компании порядка 300-350 детей укрепляют свое здоровье и организованно отдыхают. Традиционно на базе учреждения проводится летний оздоровительный лагерь дневного пребывания, учебно-тренировочные сборы, а также с 2005г.  организуется  двухсменный летний палаточный военно-спортивный лагерь «НОРД». За пять лет работы «НОРДа» обучение в нем прошли более 300 человек. В 2007г. этой программой был выигран грант 3 степени в конкурсе социально значимых проектов «Инициативы молодых – Тверскому краю!», а также стал лауреатом во Всероссийском конкурсе социальных проектов «Наш город» в номинации «Город детства».                                                                                                                                           Ежегодно СДЮСШОР совместно с Центром занятости занимается организацией  временного трудоустройства несовершеннолетних граждан, занимая их свободное время посильным трудом и  предоставляя возможность заработка.                

Мероприятия, проведенные на базе СДЮСШОР в рамках программы «Летняя занятость и отдых детей» в летний период 2012г.:

         Месяц

Тип лагеря

   Количество  детей              

   01.06-30.06; 27.10 – 05.11

Оздоровительный лагерь

                130

   06.06-16.06

Трудовой лагерь

                15

   20.06-31.06

Трудовой лагерь

                15 

    01.06-21.06 

Спортивные сборы

                40

    01.07-21.07

Спортивные сборы

                40

    05.07-14.07

Палаточный лагерь

                30

    01.08-19.08

Спортивные сборы

                40

    05.08-14.08

Палаточный лагерь

                30

  ИТОГО:

 

                340

 

     Многое сделано по созданию и укреплению в Учреждении материально-технической базы: приобретены новые ковры для борьбы, татами, акустическая система, табло для  проведения соревнований на должном уровне; для выездных соревнований получен автобус; переоборудован тренажерный зал, приобретены спортивный инвентарь и современные тренажеры.

Воспитательная система Учреждения строится в соответствии с Законом РФ «Об образовании»,  ориентируясь на  гуманистическую направленность воспитательного процесса, реализует  принципы государственной политики в области  воспитания  и, опираясь на результаты анализа социального заказа, обеспечивает:

-            построение воспитательного процесса в СДЮСШОР на основе приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободы развития личности, воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к семье, городу, Родине;

-          развитие профессиональных качеств тренеров – преподавателей, повышение их профессионального мастерства;

-          работу всего коллектива Учреждения в рамках единой системы воспитания;

-          создание условий для саморазвития и самореализации обучающихся, их успешной социализации в современном обществе, привития им навыков здорового образа жизни.

Экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства, образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Стала всё более заметной постепенная утрата обществом традиционного российского патриотического сознания. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам.

Основой содержания воспитания является формирование у обучающихся представления о том, что человек, живущий в современном мире, должен быть  готов к самореализации в социальной сфере, он:

-          семьянин – носитель, хранитель и создатель семейных традиций, готовый выступить в роли продолжателя рода;

-          воспитанник школы, знакомый с её историей, развивающий её традиции;

-          член детского, подросткового, молодёжного сообщества, владеющий культурой межличностных отношений, построенных на паритете интересов, готовый реализовать свои права и интересы в среде сверстников и взрослых, способный  к сотрудничеству в групповых и коллективных формах, к проявлению заботы и милосердия по отношению к другим людям;

-          житель своего города (района), с любовью относящийся к месту, в котором он живёт, прилагающий силы к его развитию и процветанию;

-          россиянин, гражданин своего Отечества, уважающий его законы, познающий взаимную ответственность личности и общества, готовый к труду на благо и процветание этого общества, способный интегрироваться в европейскую и мировую культуру, не теряя национальной самобытности;

-          человек, призванный решать личные и социальные проблемы, носитель глобального мышления, ощущающий себя гражданином мира. 

Таким образом, воспитанник, заканчивающий обучение в спортивной школе – это личность, максимально адаптированная к современным социальным условиям и ориентированная на успех, а именно:

-          владеет необходимыми знаниями в области культуры здоровья, навыками здорового образа жизни. Осознанно относится к своему здоровью.

-          имеет достаточный уровень развития морально – волевых качеств личности (ответственен за свои поступки и дела, самостоятелен в выборе решений, стремиться к самореализации).

-          имеет достаточный уровень функциональной подготовленности в избранном виде спорта.

-          ориентирован на общечеловеческие ценности.

-          коммуникативен, владеет  культурой общения. Признаёт приоритет ценности гармоничных отношений между людьми

-          восприимчив к новому, к добру, обладает общей культурой.

-          является обладателем выраженной гражданской позиции и чувства патриотизма.

 

Неотъемлемой частью деятельности педагогического коллектива является педагогическая поддержка обучающихся. Суть поддержки состоит в том, чтобы помочь обучающемуся преодолеть то или иное препятствие, трудность, ориентируясь на имеющиеся у него реальные и потенциальные возможности и способности, развивая потребность в успешности самостоятельных действий. Таким образом, смысл педагогической деятельности тренера – преподавателя состоит не только в том, чтобы помочь воспитаннику устранить имеющиеся препятствия, но и в том, чтобы помочь ему овладеть способом обнаружения и решения своих проблем. Вовремя полученная поддержка освобождает ребёнка от множества нерешённых проблем, которые постоянно накапливаются и не позволяют ему быть самим собой, а  значит – полноценно жить. Суть идеологии педагогической поддержки можно выразить тремя словами: «проблема», «защита», «самостоятельность».

Проблема – это индивидуальная характеристика, которая выражает доминирующее негативное состояние личности в данный момент, связанное с невозможностью устранить причину, вызывающую такое состояние.

Защита предполагает обеспечение физической, психологической, моральной безопасности ребёнка, отстаивание его интересов и прав.

Самостоятельность – результат совместной деятельности взрослого и ребёнка, выражающийся в способности последнего без посторонней помощи и контроля решать собственные проблемы.

Успешность такого взаимодействия основывается на соблюдении следующих условий:

1.                Согласие ребёнка на помощь и поддержку. Он либо сам запрашивает помощь, либо не отвергает, когда её предлагают. Безусловная  поддержка (вмешательство) осуществляется в случае опасности для жизни и здоровья ребёнка, а также в ситуациях асоциального поведения.

2.                Приоритет в решении собственных проблем принадлежит самому ребёнку. Педагог лишь создаёт для этого условия, помогая осознать его проблемы, и предлагает свою помощь в поисках её решения или оказывает косвенное влияние на самостоятельные действия воспитанника.

3.                Совместность, сотрудничество, содействие. Это условие отражает как содержательную, так и технологическую суть педагогической поддержки, предполагая процесс совместного движения к преодолению препятствия, помощь в конструктивном решении проблемы.

4.                Соблюдение принципа конфиденциальности. Это крайне важно для доверительного общения с детьми, так как только при полном доверии к взрослому помощь будет принята ребёнком и, возможно, станет импульсом к активной внутренней работе.

5.                Доброжелательность и безоценочность. Наличие эмоциональной тональности во взаимодействии с воспитанником может явиться как залогом успеха, так и неуспеха в осуществлении поддержки. Когда тренер - преподаватель  идёт «от ребёнка», он не сравнивает его действия  с действиями других, а пытается понять и услышать голос этого воспитанника, причины его трудностей и проблем. Оценка же учителем того или иного шага или поступка воспитанника может восприниматься как неприятие, критика и привести к закрытости.

 

Работа педагогического коллектива  Учреждения с родителями осуществляется, в основном, в форме родительских собраний и индивидуальных собеседований.  В рамках  собеседований тренер-преподаватель и родители проводят совместный анализ физического состояния  обучающегося, соблюдение им режима, итоги участия в соревнованиях. По итогам собеседования принимается совместное решение о том, что будет делать тренер – преподаватель, а что будут делать родители для того ,чтобы их ребёнок мог успешно развиваться дальше и добиваться более высоких спортивных результатов.

                   Помимо этого родители воспитанников посещают соревнования и досуговые мероприятия, проводимые тренерами – преподавателями для воспитанников. После соревнований тренеры – преподаватели совместно с родителями и обучающимися  проводят анализ спортивных выступлений. Тренеры – преподаватели отмечают, что родители обучающихся, занимающиеся на протяжении нескольких лет, активно сотрудничающие с педагогами могут почти профессионально оценить результаты развития собственного ребёнка. К сожалению, таких родителей немного.

                   Работает родительский комитет, но вопросы, рассматриваемые на его заседаниях касаются в основном организации и проведения спортивно – массовых мероприятий, организации выездов обучающихся, улучшения материально – технических условий организации образовательного процесса.

В текущем году было проведено совещание с тренерами – преподавателями, где  рассматривались вопросы продуктивного взаимодействия Учреждения и родителей по вопросу воспитания у детей гражданственности и чувства патриотизма, тренерами – преподавателями были проведены родительские собрания и анкетирование в группах.

В целях привлечения большего количества обучающихся, проводится работа в тесном взаимодействии со школами города и района, детскими садами города и детско-юношескими центрами.

 

Взаимодействие с   образовательными учреждениями города осуществляется через:

-          проведение спортивно-массовых мероприятий в каникулярное время;

-          организацию показательных выступлений борцов для образовательных учреждений по их заявкам;

-          привлечение детей к  систематическим занятиям спортом через индивидуальную работу тренеров-преподавателей с учащимися, классными         руководителями и учителями физической культуры общеобразовательных школ города и района;

Помимо этого осуществляется взаимодействие  с областными Федерациями по видам спорта по организации выездов обучающихся на соревнования различного уровня.

 

  1.  Характеристика социума.

Анализ состояния  внешней среды показывает, что микросоциум ждет от спортивной школы:

  • воспитания востребованных спортсменов, но и ориентацию их на ценности демократического общества;
  • общечеловеческие нравственные приоритеты, гармонизацию ребенка с окружающим социум и  самим собой;
  • формирование у обучающихся готовности к самостоятельному выбору в пользу здорового образа жизни;
  • формирование у обучающихся уважения к старшим поколениям, родителям.

Родители хотят, чтобы школа обеспечивала:

  • занятость досуговой деятельности ребенка;
  • укрепление здоровья;
  • достижение оптимальных спортивных результатов;
  • подготовку в учебные заведения физкультурно-спортивной направленности.

Обучающиеся хотят, чтобы в школе:

  • было интересно заниматься спортом;
  • были комфортные психолого-педагогические и материальные условия для успешной деятельности, общения, самореализации;
  • была возможность получить качественные практические и теоретические знания и навыки для достижения высокого спортивного результата;
  • была атмосфера понимания и уважения со стороны тренера-преподавателя;
  • создавались возможности быть успешными, хотят участвовать в общественной жизни школы.

Педагоги ожидают:

  • создания в школе психолого-педагогических и материальных условий для осуществления   профессиональной деятельности;
  • улучшения материально-технического обеспечения образовательного процесса;
  • создания условий для творческой самореализации в профессиональной деятельности;
  • адекватную оценку своего труда;
  • социальную защищенность.

Модель выпускника МБОУ ДОД СДЮСШОР.

Результатом эффективного внедрения современных подходов является выпускник, имеющий морально-ценностные ориентации, лидерские качества и оптимальные результаты спортивной деятельности.

Ценностные ориентации:

  • здоровый образ жизни;
  • толерантное отношение к окружающим;
  • нравственные принципы.
  • лидерские качества:
  • активная гражданская позиция;
  • мотивация на непрерывную самообразовательную деятельность;
  • мобильность (способность быстро перестраиваться);
  • коммуникабельность.

Под оптимальными результатами спортивной деятельности понимаются показатели участия обучающихся в соревновательной деятельности.

Выпускник СДЮСШОР:

  • Знает 

    -  закономерности        двигательной        активности,      спортивной тренировки;

    -  собственные      индивидуальные    особенности,    определяющие   возможность                          

обоснованного выбора содержания, будущего профессионального обучения.

  • Понимает
  • роль теоретической, физической, тактической,  морально-волевой, психологической    подготовки    в    избранном виде спорта;
  • роль соревновательной деятельности в достижении спортивного результата;
  • роль инструкторской и судейской практики для адекватной оценки выступления;
  • роль восстановительных мероприятий в предотвращении переутомления.
  • Применяет на практике полученные знания.
  • Анализирует результаты самоконтроля по внешним и внутренним признакам.
  • Объективно оценивает развитие двигательных качеств, физических возможностей, готовность к предстоящему старту и результаты выступлений на них.
  • Работает с источниками информации:
  • просмотр спортивных передач;
  • чтение спортивной литературы;
  • обсуждение, беседы по увиденному и прочитанному;
  • встреча с выдающимися спортсменами и тренерами.
  • Реализует свои природные задатки. Самореализация выражается в

-    соблюдении режима дня;

  • сознательном применении самостоятельных занятий в тренировочном режиме и в целях отдыха;
  • сформированной потребности в занятиях избранным видом спорта;
  • участии в судейской и инструкторской практике;
  • рациональном  подборе мест занятий и необходимого инвентаря.
  • Регулирует свою деятельность через:
  • прогнозирование итогов своей учебно-тренировочной деятельность;
  • самоконтроль за состоянием своего здоровья;
  • умение использовать условия внешней среды (закаливание) и восстановительные средства для противостояния стрессам;
  • саморегуляцию психического состояния с использованием физических упражнений различной интенсивности и продолжительности, аутотренинг, массаж.
  • Проявляет интерес к предмету.
  • Адекватен в восприятии итогов учебно-тренировочной и соревновательной деятельности.
  • Имеет сформированные ценностные ориентации профессионального и поведенческого характера

Таким образом, развитие школы ориентируется на  построение такого образовательного пространства, которое максимально будет способствовать формированию мотивации обучающегося к познанию спортивного мира и роли его личности в нем, собственному оздоровлению и спортивному совершенствованию.

 

 

  1. Особенности организации учебно-методического процесса.

Цель учебного плана – совершенствование условий для получения обучающимися образования свободного выбора через качественную реализацию образовательных программ дополнительного образования физкультурно–спортивной направленности по видам спорта: самбо, дзюдо, джиу-джитсу, составленных на основе государственных программ системы дополнительного образования детей по физическому воспитанию в интересах личности, общества, государства.

        Для достижения цели необходимо решать следующие задачи:

1. Организовать содержательный досуг, вовлечь детей в систематические занятия спортом, воспитывать устойчивый интерес к ним.

2. Формировать у детей общую культуру, потребность в здоровом образе жизни, личностном развитии, способствовать саморазвитию и самореализации воспитанников в соответствии с индивидуальными способностями обучающихся и профессиональным самоопределением.

3. Развивать физический потенциал каждого ребёнка, обеспечивающий повышение уровня общей и специальной физической подготовленности в соответствии с требованиями программ по видам спорта. 

    Учебный план формируется на основании результатов, полученных в ходе анализа  реализации учебного плана за предыдущий год, результатов изучения социального заказа, получаемых в ходе опросов обучающихся и их родителей, отражает возможности педагогического коллектива Учреждения.

Учебный план – это нормативный правовой акт, устанавливающий перечень учебных дисциплин и объём учебного времени, отводимого на их изучение по ступеням дополнительного образования детей. В его основу заложены нормативно-правовые основы, регулирующие деятельность СДЮСШОР и основополагающие принципы подготовки юных спортсменов.

Учебный план разрабатывается из расчета 46 недель занятий непосредственно в условиях спортивной школы и 6 недель для тренировок в спортивно-оздоровительном лагере и по индивидуальным планам обучающихся на период их активного отдыха.

С увеличением общего годового объема часов изменяется по годам обучения соотношение времени на различные виды подготовки. Повышается удельный вес нагрузок на спортивно-техническую, специальную физическую, тактическую и психологическую подготовку.

Распределение времени в учебном плане на основные разделы подготовки по годам обучения осуществляется в соответствии с конкретными задачами многолетней тренировки.

Годовая учебная нагрузка по этапам подготовки распределяется следующим образом:

 

УЧЕБНЫЙ  ПЛАН

Подготовки спортсменов по САМБО на 46 недель учебно-тренировочных занятий в Муниципальном бюджетном образовательном

учреждении дополнительного образования детей Специализированной детско-юношеской спортивной школе Олимпийского резерва

Конаковского района

 

№п.п

 

 

Разделы

Подготовки

Этапы подготовки

 

Спортивно

оздоровительный

Начальной подготовки

Учебно-тренировочный

Спортивного

Совершенствования

Высшего

спортивного мастерства

  весь период

1 год

2 год

3 год

1 год

2 год

3 год

4 год

5 год

1 год

2 год

3 год

 

1.

Теоретическая подготовка

    12

    12

    12

   18

    24

    28

   32

    36

    40

   44

   48

    56

        64

2.

Общая физическая подготовка

    103

    103

    103

   144

    190

    222

   254

    286

    318

   350

   382

    446

        510

3.

Специальная физическая подготовка

    35

    35

    35

    53

    71

    83

   95

    107

    119

   131

   143

    167

        191

4.

Технико-тактическая подготовка

    100

    100

    100

   147

    194

    226

   258

    290

    322

   355

   387

    452

        515

5.

Психологическая подготовка

    8

    8

    8

    12

     16

    19

   22

    25

    28

   31

   34

    40

        46

6.

Контрольные соревнования

    4

    4

    4

    6

     8

    9

   10

    11

    12

   14

   15

    18

        21

7.

Инструкторская и судейская практика

      -

      -

      -

    -

     4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    12

        14

8.

Контрольно-переводные испытания

    10

    10

    10

    15

     20

    23

    26

    29

    32

    33

    36

    42

        48

9.

Восстановительные мероприятия

      -

      -

      -

    10

     13

    15

    17

    19

    21

    23

    25

    27

        31

10.

Медицинское обследование

    4

    4

    4

    9

     12

    14

    16

    18

    20

    22

    24

    28

        32

Общее количество часов

276

276

276

414

552

644

736

828

920

1012

1104

1288

1472

 

УЧЕБНЫЙ  ПЛАН

Подготовки спортсменов по БОЕВОМУ САМБО на 46 недель учебно-тренировочных занятий в Муниципальном бюджетном

образовательном учреждении дополнительного образования детей Специализированной детско-юношеской спортивной школе

Олимпийского резерва  Конаковского района

 

№п.п

 

 

Разделы

Подготовки

Этапы подготовки

 

Спортивно

оздоровительный

Начальной подготовки

Учебно-тренировочный

Спортивного

Совершенствования

Высшего

спортивного мастерства

  весь период

1 год

2 год

3 год

1 год

2 год

3 год

4 год

5 год

1 год

2 год

3 год

 

1.

Теоретическая подготовка

    12

    12

    12

   18

    24

    28

   32

    36

    40

   44

   48

    56

        64

2.

Общая физическая подготовка

    103

    103

    103

   144

    190

    222

   254

    286

    318

   350

   382

    446

        510

3.

Специальная физическая подготовка

    35

    35

    35

    53

    71

    83

   95

    107

    119

   131

   143

    167

        191

4.

Технико-тактическая подготовка

    100

    100

    100

   147

    194

    226

   258

    290

    323

   355

   387

    452

        515

5.

Психологическая подготовка

    8

    8

    8

    12

     16

    19

   22

    25

    28

   31

   34

    40

        46

6.

Контрольные соревнования

    4

    4

    4

    6

     8

    9

   10

    11

    13

   14

   15

    18

        21

7.

Инструкторская и судейская практика

      -

      -

      -

    -

     4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    12

        14

8.

Контрольно-переводные испытания

    10

    10

    10

    15

     20

    23

    26

    29

    30

    33

    36

    42

        48

9.

Восстановительные мероприятия

      -

      -

      -

    10

     13

    15

    17

    19

    21

    23

    25

    27

        31

10.

Медицинское обследование

    4

    4

    4

    9

     12

    14

    16

    18

    20

    22

    24

    28

        32

Общее количество часов

276

276

276

414

552

644

736

828

920

1012

1104

1288

1472

УЧЕБНЫЙ  ПЛАН

подготовки спортсменов по ДЗЮДО на 46 недель учебно-тренировочных занятий в Муниципальном бюджетном

образовательном учреждении дополнительного образования детей Специализированной детско-юношеской спортивной школе

Олимпийского резерва  Конаковского района

 

№п.п

 

 

Разделы

подготовки

Этапы подготовки

 

Спортивно

оздоровительный

Начальной подготовки

Учебно-тренировочный

Спортивного

Совершенствования

Высшего

спортивного мастерства

  весь период

1 года

2 год

3 год

1 год

2 год

3 год

4 год

5 год

1 год

2 год

3 год

весь  

период

1.

Техника

     112

    112

    112

   156

    200

    234

   268

    301

    335

    349

   381

    444

        507

2.

Тактика

 

 30

 

30

    30

   45

    60

    70

   80

    90

    100

    110

   120

    141

        162

3.

Общая физическая подготовка

 

 70

 

 70

    70

   100

    133

    155

   177

    200

    222

    244

   266

    310

        354

4.

Специальная физическая подготовка

 

  26

 

26

    26

    39

     50

    58

    66

    74

    82

    90

   98

    114

        130

5.

Волевая подготовка

 

 10

 

10

    10

    15

     20

    23

    26

    29

    32

    35

   38

    44

        50

6.

Психологическая подготовка

 

  -

 

 -

 

  -

 

 -

      -

 

 -

 

 -

 

  -

 

 -

    20

   22

    26

        30

7.

Нравственная подготовка

 

6

 

 6

     6

     9

     12

     14

    16

    18

    20

    22

   24

    28

        32

8.

Теория и методика освоения дзюдо

 

 10

 

10

     10

    15

     20

     23

    26

    29

    32

    35

   38

    44

        50

9.

Соревновательная подготовка

 

 6

 

  6

      6

 

9

     12

     14

    16

    18

    20

    22

   24

    28

        32

10.

Судейская практика

 

 -

 

 -

      -

 

8

     11

     13

    15

    17

    19

    21

   23

    27

        31

11.

Инструкторская практика

      -

      -

      -

    -

     10

     12

    14

    16

    18

    20

   22

    26

        30

12.

Зачётные требования

 

6

 

 6

     6

     9

     12

     14

    16

    18

    20

    22

   24

    28

        32

13.

Восстановительные мероприятия

 

 -

 

 -

      -

     9

     12

     14

    16

    18

    20

    22

   24

    28

        32

Общее количество часов

 

276

276

276

414

552

644

736

828

920

1012

1104

1288

1472

 

УЧЕБНЫЙ  ПЛАН

подготовки спортсменов по ДЖИУ-ДЖИТСУ на 46 недель учебно-тренировочных занятий в Муниципальном бюджетном

образовательном учреждении дополнительного образования детей Специализированной детско-юношеской спортивной школе

Олимпийского резерва  Конаковского района

 

№п.п

 

 

Разделы

подготовки

Этапы подготовки

 

Спортив

но-оздо

ровитель

ный

Начальной подготовки

Учебно-тренировочный

Спортивного

Совершенствования

Высшего

спортивного мастерства

Весь период

1 года

2 год

3 год

1 год

2 год

3 год

4 год

5 год

 

1 год

2 год

3 год

 

1.

Технико-тактическая подготовка

 

 142

    142

    142

   201

   260

    304

   348

    391

    434

    477

    520

    607

        694

1.1.

Техника

 

112

    112

    112

   156

   200

    234

   268

    301

    334

    367

   400

    467

        534

1.2.

Тактика

 

  30

 

 30

    30

   45

   60

    70

   80

    90

    100

    110

   120

    140

        160

2.

Физическая подготовка

 

 96

 

 96

    96

   139

   183

    213

   243

    273

    303

    334

   364

    424

        484

2.1.

Общая физическая подготовка

 

 70

 

70

    70

   100

   133

   155

   177

    199

    221

    244

   266

    310

        354

2.2.

Специальная физическая подготовка

 

 26

 

 26

    26

    39

    50

    58

    66

    74

    82

    90

   98

    114

        130

3.

Психологическая подготовка

 

16

 

16

     16

    24

    32

    37

    42

    48

    53

    58

   64

    75

        86

3.1.

Волевая подготовка

 

 10

 

 10

    10

    15

    20

    23

    26

    30

    33

    36

   40

    47

        54

3.2.

Нравственная подготовка

 

6

 

 6

     6

     9

    12

    14

    16

    18

    20

    22

   24

    28

        32

4.

Методическая подготовка

 

10

 

10

10

23

    41

    48

    55

    62

    70

    77

   84

    98

        112

4.1.

Теоретическая

 

10

 

10

    10

    15

    20

    23

    26

    29

    33

    36

   39

    46

        52

4.2.

Судейская практика

 

 -

 

   -

      -

    8

    11

    13

    15

    17

    19

    21

   23

    26

        30

4.3.

Инструкторская практика

 

 -

 

 -

      -

    -

    10

    12

    14

    16

    18

    20

   22

    26

        30

5.

Соревновательная подготовка

 

 6

 

 6

      6

     9

    12

    14

    16

    18

    20

    22

   24

    28

        32

6.

Зачётные требования

 

 6

 

 6

      6

     9

    12

    14

    16

    18

    20

    22

   24

    28

        32

7.

Восстановительные мероприятия

 

 -

 

 -

      -

     9

    12

    14

    16

    18

    20

    22

   24

28

32

Общее количество часов

 

276

276

276

414

552

644

736

828

920

1012

1104

1288

1472

Продолжительность учебного года:

    для тренеров-преподавателей - 46 недель

для тренеров – совместителей37 недель

Режим занятий обучающихся определяется Учреждением:

Учреждение работает по семидневной учебной неделе.

Понедельник-пятница

          Суббота

         Воскресенье

           8.00-20.00

         8.00-20.00

            8.00-20.00

Проведение занятий по ОФП и СФП

(утренняя зарядка, кроссовая подготовка) –   6.30 – 8.00

Продолжительность одного учебного часа  (академический час) – 45 минут

Количество занятий и их продолжительность:

Направленность

Количество занятий в неделю

                         Спортивная

 

                                                           САМБО, БОЕВОЕ САМБО

Спортивно-оздоровительная группа

 2-3 раза в неделю

Группа начальной подготовки 1 года обучения

 3 раза в неделю

Группа начальной подготовки 2 года обучения

 3 раза в неделю

Группа начальной подготовки 3 года обучения

 3 раза в неделю

Учебно-тренировочная группа 1 года обучения

3-4 раза в неделю

Учебно-тренировочная группа 2 года обучения

3-4 раза в неделю

Учебно-тренировочная группа 3 года обучения

4-5 раза в неделю

Учебно-тренировочная группа 4 года обучения

4-5 раза в неделю

Учебно-тренировочная группа 5 года обучения

4-5 раза в неделю

Группа спортивного совершенствования 1 года

обучения

4-5 раза в неделю

Группа спортивного совершенствования 2 года

обучения

4-5 раза в неделю

Группа спортивного совершенствования 3 года

обучения

4-5 раза в неделю

Группа высшего спортивного мастерства

4 -5 раза в неделю

ДЗЮДО

Спортивно-оздоровительная группа

3 раза в неделю

Группа начальной подготовки 1 года обучения

3 раза в неделю

Учебно-тренировочная группа 2 года обучения

3 раза в неделю

Учебно-тренировочная группа 3 года обучения

4 раза в неделю

                                                                       ДЖИУ-ДЖИТСУ

Спортивно-оздоровительная группа

3 раза в неделю

Учебно-тренировочная группа 4 года обучения

5 раз в неделю

Учебно-тренировочная группа 5 года обучения

5 раз в неделю

В каникулярное время СДЮСШОР Конаковского района работает по следующему расписанию:

  1. В осенние, зимние, весенние каникулы – по утверждённому  расписанию учебно-тренировочного процесса.
  2. В летние каникулы:                                                                  

- работает оздоровительный лагерь в одну смену (июнь) продолжительностью 21 день.

          - проводятся спортивные сборы (июнь, июль, август)

          продолжительностью  15 дней.

  1. Управление реализацией образовательной  программы  и   анализ результативности в деятельности учреждения.

Анализ деятельности Учреждения за период  с 2011 по 2012 годы позволяет сделать вывод о реализации целей и задач, по созданию условий для формирования личности спортсмена.

За эти годы  стабильно обеспечивается высокое качество обучения, как следствие, достижение обучающимися высоких спортивных результатов. Внедрены педагогические технологии, способствующие овладению навыками  саморазвития и творческого самоопределения в различных видах спорта. Работает стабильный, высоко-профессиональный коллектив тренеров-преподавателей, способных на современном уровне решать общую педагогическую задачу обучения и воспитания в соответствии с принципами индивидуального подхода и с приоритетными направлениями развития образовательной системы РФ.

Анализ работы Учреждения за предыдущие годы показал, что для решения актуальных проблем, поставленных целей и задач были активизированы все имеющиеся кадровые ресурсы. Проводилась работа по  реализации таких направлений в деятельности, как  наполняемость групп и сохранность контингента, подготовка спортсменов-разрядников, спортивно-массовая работа, оздоровительная работа,  повышение  квалификации кадров, воспитательная работа, работа с родителями.

Развитие Учреждения на период с 2012 по 2014 год предполагает поиск путей и создание условий для подготовки обучающихся к полноценному и эффективному участию в различных видах жизнедеятельности современного  общества.  С этой целью была разработана  Образовательная программа на 2012 - 2014 годы муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей Специализированной детско-юношеской школы Олимпийского резерва Конаковского района.

Стратегический план реализации задач образовательной программы

Задача

Сроки

Ответственные

Ожидаемые результаты

1. Продолжать на основе уже достигнутых результатов деятельности Учреждения целенаправленную работу в плане  подготовки спортивного резерва по культивируемым направлениям, совершенствуя методы и подходы в учебно-тренировочной работе с детьми с учетом изучения и внедрения передового опыта.

2012-2014г

 Администрация школы

Увеличение количества призовых мест на официальных соревнованиях Всероссийского и Международного уровня по культивируемым видам спорта.

2. Развивать систему обеспечения современного качества образования (кадровые, материально-технические, информационные ресурсы).

2012-2014г

Администрация школы

Оптимальная материально-техническая база, обеспечивающая  применение современных образовательных технологий.

3. Обеспечить формирование ценностного отношения к жизни, к своему собственному здоровью, к культуре и толерантного отношения к окружающим.

2012-2014г

Тренеры-преподаватели;

медработник

Улучшение показателей здоровья

4. Создать мониторинг, обеспечивающий управление качеством реализации цели программы.

2012-2014г.

Администрация школы

Выросший рейтинг Учреждения.

5. Привлекать контингент детей из удаленных районов города и района.

2012-2014г.

Администрация школы

Программы взаимодействия.

Мы планируем увеличить количество обучающихся за счет активной агитации среди населения, показательных выступлений и открытых занятий за счет рекламирования Учреждения. Мы планируем увеличить число обучающихся имеющих разряды и звания. Так же увеличить количество соревнований, в которых наша школа будет принимать участие. Планируем увеличить результативность участия в различных соревнованиях. (Увеличить количество победителей и призеров). Планируем выход школы на международную арену: участие в международных официальных соревнованиях в составе сборной России, международных спортивных мероприятиях частного характера по приглашению одной из сторон, планирование и организация таких мероприятий на собственной базе, а также проведение совместных учебно-тренировочных сборов с зарубежными клубами и школами с обменом спортивного и культурного опыта.

Прогнозируемый результат реализации образовательной программы Учреждения.

Реализация концепции развития позволит осуществить следующее:

  • удовлетворить образовательные потребности основных участников образовательно-тренировочного процесса.
  • сформировать и развить коллектив единомышленников, через профессионально-личностное развитие участников образовательного процесса.
  • повысить социальную активность выпускников через профессиональную социализацию молодёжи, поддержку молодёжных инициатив, патриотическое и гражданское воспитание молодёжи, пропаганду здорового образа жизни.
  • улучшить качество предоставляемых образовательных услуг на основе новых технологий вероятностного, развивающего, вариативного обучения, направленного на сотворчество, саморазвитие и самореализацию обучающихся и тренеров-преподавателей СДЮСШОР.
  • повысить профессиональный уровень педагогических кадров.
  • усилить значимость образовательно-воспитательной и досуговой деятельности как эффективного средства профилактики беспризорности и правонарушения детей и юношества.
  • привлечь пристальное внимание широких слоев общественности, в том числе и средств массовой информации, к спортивным достижениям школы.
  • повысить уровень корпоративной культуры и сплоченность коллектива Учреждения благодаря созданию монолитной команды, членов которой объединяет репутация организации, чувство гордости и ответственности за результаты труда и причастности к общему делу.